Савва сербский молитва

Содержание

Святителю Савве Сербскому

Савва сербский молитва

Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́, вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние, Са́вво прему́дре, уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси́, цевни́це духо́вная. Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Велича́ние:

Велича́ем тя́, святи́телю о́тче Са́вво, и чте́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Стихи́ра, гла́с 6:

Челове́че Бо́жий и ве́рный ра́бе, Са́вво, Госпо́день му́ж жела́ний, сосу́де избра́нный, сто́лпе избра́нный Це́ркве, Ца́рствия насле́дниче, не премолчи́, вопия́ за ны́ ко Го́споду.

Пе́снь 1

Ирмос: Яко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Припев: Святителю отче Савво, моли Бога о нас.

На престо́ле небе́снем седя́щаго Бо́га вожделе́л еси́ все́м се́рдцем, блаже́нне, разуме́ у́бо блага́я, мирски́х де́л у́бо избеже́, па́че ума́ бо яви́ся кро́ток во смире́нии.

Да Своея́ сла́вы вся́ческая исполня́я, Бо́г и тебе́ возлюби́, от пеле́н твои́х, блаже́нне, избра́в тя́, чистото́ю бо украси́в тя́ и доброде́телию просвети́в, и во гро́бе тле́ннем, я́ко нетле́ннаго, сохрани́.

Богородичен: Души́ мое́й сме́рть притека́ет, искуше́ния же ненави́дящих, я́ко а́спиды, обыдо́ша погуби́ти мя́, но Сама́ мя́, Богоро́дице, спаси́.

Пе́снь 3

Ирмос: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Просте́рл еси́ ру́це к Вы́шнему в моли́твах бо́дренных и собра́л еси́ ча́да твоя́ вку́пе соедине́нием Ду́ха, разуме́ти Ду́ха, крести́вшаго тя́, и Бо́га славосло́вити и пе́ти: не́сть свя́т, ра́зве Тебе́, Го́споди.

Вели́к о́браз благоче́стия на спасе́ние показа́л еси́, смире́нною бо му́дростию, и ми́лостынями, и уче́нием все́х воздвига́я пе́ти: не́сть свя́т, ра́зве Тебе́, Го́споди.

Богородичен: Яже ми́рови спасе́ние подаю́щи Боже́ственным рождество́м Твои́м, от бе́д мя́ премени́.

Конда́к, гла́с 2:

Струя́ми сле́з твои́х, богоно́сне Са́вво, це́рковь теле́сную очи́стив, слуга́ бы́сть Святы́я Тро́ицы, сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо, тому́ бо ты́ еси́ утвержде́ние.

Икос:

Уясни́ мо́й язы́к, Спа́се мо́й, и устне́ мои́ отве́рзи, я́ко да возмогу́ досто́йную похвалу́ принести́ сему́ преподо́бному отцу́ отце́м, Са́вве, на конце́х ве́к просия́вшему чудесы́, его́же труды́ и по́двиги кто́ сказа́ти от челове́к мо́жет? Но, о́тче преблаги́й, моли́ся о ста́де свое́м и сохраня́й оте́чество свое́ непобеди́мо, тому́ бо ты́ еси́ утвержде́ние.

Пе́снь 4

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Глаго́лом Бо́жиим вразуми́вся и себе́ Бо́гови предложи́в, оста́вль оте́чество свое́, и пости́же на Святу́ю го́ру, доброде́телию же вы́ше превзы́де.

Преше́д от небытия́ в бытие́ и от земны́х в небе́сная, плотска́я же взыгра́ния и скве́рны плотски́я Бо́жией любо́вию покори́л еси́.

Богородичен: От вели́ких и разли́чных прегреше́ний же и напа́стей всегда́ спаса́еши мя́, те́мже я́ко ро́ждшую Тя́ Го́спода молю́ и к Тебе́ прибега́ю, непобеди́мей по́мощи скорбя́щим: от бе́д изведи́ мольба́ми Твои́ми.

Пе́снь 5

Ирмос: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Ду́хом духо́вная умно́жив и жела́нием к Бо́гу разже́гся, Иса́иино исполня́я прорече́ние, издале́че ше́л еси́, Сио́на дости́г, и поклони́ся ме́сту, иде́же стоя́ста но́зе Боже́ственне, и Гро́б Госпо́день облобыза́л еси́ любе́зно.

От Пренепоро́чныя проше́д, Собезнача́льное Сло́во, о́тче, плотску́ю оби́тель Себе́ сотвори́ со Отце́м Свои́м в души́ твое́й, свяще́нне, ба́ня бо Боже́ственная от пречи́стых твои́х исто́чник, сле́з твое́ю о́чию, во ца́рствии служа́щу ти́ непреста́нная быва́ше.

Богородичен: Приле́жно Ти́ припа́даю, моля́ся: я́ко Ма́ти Зижди́теля моего́, одержа́щих мя́ бе́д свободи́.

Пе́снь 6

Ирмос: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Ца́рствующий все́ми, Бо́г тя́ испе́рва возлюби́, свя́те, тобо́ю бо ю́ности обузда́ние все́м показа́ и власте́м же покоре́ние, ми́лостыни же рачи́теля, си́рым засту́пника те́пла, скорбя́щим утеше́ние.

Ца́рства Бо́жия вожделе́в, блаже́нне Са́вво, Сио́на бо дости́гнув, труды́ же и по́ты Сина́йския горы́ доше́д и Еги́пта вари́в, порабоща́юще ра́бскую пло́ть, и Ду́ху же ве́сь примеси́ся, и со Христо́м ца́рствуеши во вся́ ве́ки.

Богородичен: Отверзо́шася на мя́ непра́вды уста́, Влады́чице, те́мже мя́, я́ко Засту́пница, си́х вско́ре свободи́.

Пе́снь 7

Ирмос: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла Ангел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Бога́тство ми́ра и всю́ сла́ву красоты́, о́тче, оста́вил еси́ сла́вы ра́ди Боже́ственныя и присносу́щ[н]ыя и научи́л еси́ вся́ пе́ти: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Еди́на благода́ть Отца́, Сы́на же и Ду́ха, изво́льшая тя́, святи́теля и по́стника и со апо́столы причте́ннаго, любо́вию вопию́щим: Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Предста́тельством Твои́м избавля́емся бе́д и скорбе́й и обрета́ем бога́тство ве́лие неистоща́емое.

Пе́снь 8

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Избавле́ние Христо́с да́в тя́ и оте́честву яви́в тя́ свяще́нника, ста́до бо честно́ю кро́вию искупи́в, да́ст тя́ па́стыря, просвеща́ти, и учи́ти, и пе́ти: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

О, пресла́вных даро́в, и́миже просла́ви тя́ в ми́ре Бо́г, житие́ бо благоче́стно твое́ в ми́ре показа́в, сме́рть же, я́ко свята́го, честну́, житие́ же на небеси́ ди́вно и препросла́вленно, и вопи́ти же все́х научи́: де́ти, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Обнови́в непло́дную ни́ву, насе́ял еси́ се́мян словеса́, стори́цею пожа́л еси́ слове́сныя кла́сы, богопло́дия де́лателю, дне́сь угобзи́вшия, и́же пою́т: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Иже нра́вом прельща́емь е́смь, без отве́та сы́й, Богоро́дице, зову́: вся́ческих мя́ изба́ви зо́л.

Пе́снь 9

Ирмос: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни Ангельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Земля́, покры́вшая те́ло твое́ свято́е, всегда́ весели́тся, благоуха́ющи, все́х стра́нных сла́вно призыва́ющи, а́ще бо и стра́нно во стра́нных, свя́те, почи́л еси́, Влады́ка бо тя́, Христо́с, Своему́ стра́нствию сла́вно причте́.

Да ра́дуется Це́рковь, славосло́вящи дне́сь, и да славосло́вит же небе́сный кру́г с не́ю, и со пе́сньми, земноро́днии, ны́не да усря́щем преосвяще́нное те́ло, ны́не от стра́нных Боже́ственным манове́нием во своя́ си преноси́мь, пою́ще: Тебе́ велича́ю, Бо́же мо́й, Иису́се.

Богородичен: Тя́, наде́жду и заступле́ние, тве́рдо стяжа́в, Чи́стая, велича́я Тя́ я́ко Богоро́дицу, пе́снь ве́рою скончава́ю.

Свети́лен:

Святи́теля Христо́ва да восхва́лим, па́мять его́ че́стно торжеству́юще, се́й бо на́м предста́ви трапе́зу духо́вную, ея́же насыща́яся и Ду́хом наслажде́ни, Боже́ственне Светода́вца прославля́ем.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

О, святы́й, всесве́тлый де́нь се́й све́тлаго Са́ввы, моли́твами того́ и Богоро́дицы, мо́лим Тя́, Человеколю́бче Ще́дрый, ми́р пода́ждь на́м, ве́рою Тебе́ сла́вящих.

Стихи́ры, гла́с 1:

Влады́чества престо́л / украша́я доброде́тельми, / Ду́хом Бо́жиим / святи́тельский престо́л прия́т, / те́м ве́рный смотри́тель / благода́ти в обою́, / святи́телю Са́вво, бы́в, / сугу́б вене́ц прия́л еси́.

Воздержа́нием, и боле́зньми, / и беда́ми мно́гими, / и моли́твами непреста́нными / ду́шу и те́ло очи́стив, / богому́дре святи́телю Са́вво, / те́м сосу́д избра́нный / Бо́гу на́шему бы́сть / и яви́ся апо́стол, а́бие яви́вся, / прия́л еси́ дарова́ния.

Гла́с Ева́нгелия Христо́ва послу́шав / и Того́ пре́жде возлюби́в, / богоно́сне о́тче на́ш Са́вво, / чи́стым житие́м пожи́в, / превозлюби́в ча́да своя́, / не о су́щем бо то́кмо пе́клся еси́, / но и реча́ми и де́лы / на не́бо возводя́ ны́, / душеспа́сныя кни́ги оста́вив на́м / и доброде́тельныя зако́ны, / и́же любо́вию собра́вшеся, ча́да твоя́, / сво́йственно взыва́ем: / не пре́зри, и́хже возлюби́л еси́, / и́хже о Христе́ уче́нием породи́л еси́, / зало́гом и́мамы твоя́ обеща́ния, / а́ще и разлучи́ся от на́с, па́стырю до́брый, / дерзнове́нию от Го́спода / и наде́жд не погреши́л еси́. / Отда́ждь до́лги, еди́наго по еди́ному прие́мля / и принося́ ко Христу́ моли́твами твои́ми.

Сла́ва, гла́с 8:

Ца́рское свяще́ние, во святи́тельскую оде́жду обо́лкся, преподо́бне, и на земли́ послужи́л еси́ во пло́ти, я́ко безпло́тен, и Тро́ице ны́не предстои́ши, со безпло́тными ли́ки веселя́ся и вопия́: Трисвята́я Еди́нице Трисоста́вная, спаси́ лю́ди Своя́, всегда́ согреша́ющия Тебе́, Свое́ю бла́гостию.

И ны́не, Богородичен:

Влады́чице, приими́ моли́твы ра́б Твои́х и изба́ви на́с от вся́кия ну́жды и печа́ли.

Молитва святителю Савве I, архиепископу Сербскому

О, свяще́нная главо́, пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Христо́в Са́вво, Се́рбския земли́ первопресто́льниче, храни́телю и просвети́телю, всех же христиа́н благонаде́жный пред Го́сподем предста́телю, тебе́ припа́даем и мо́лимся: даждь нам бы́ти прича́стником любве́ твоея́ к Бо́гу и бли́жнему, е́юже при жи́зни свята́я душа́ твоя́ преиспо́лнена бысть. Озари́ нас и́стиною, просвети́ ум и се́рдце на́ше све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ нас тебе́ подража́ти ве́рно, Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы ча́да твоя́ не по и́мени то́кмо, но всем житие́м на́шим. Моли́ся, святы́й архиере́ю, о святе́й Правосла́вней Це́ркви и оте́честве твое́м земно́м, при́сно тя любо́вию чту́щем. При́зри благоутро́бно на вся́ку ду́шу ве́рных твои́х чти́телей, ми́лости и по́мощи твоея́ и́щущих, бу́ди всем нам в боле́знех цели́тель, в ско́рбех уте́шитель, в печа́лех посети́тель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный ми́лостивый покрови́тель и защи́титель, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние ве́рное получи́ти и ца́рствие Христо́во унасле́довати. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя кре́пко возлага́ем, но яви́ нам твое́ многомо́щное заступле́ние, да сла́вим и пое́м ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_yanvar/kan_25yanvar_savva4.html

Савва i сербский – древо

Савва сербский молитва

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Савва I Сербский. Фреска

Савва I Сербский (1169 – 1237), первый архиепископ Сербский, святитель

Память 12 января, 14 января (Серб. [1], Греч. [2], Румын. [3], Албан. [4], РПЦЗ [5]), 6 мая (перенесение мощей из Тырново в Милешево в 1238 году; Серб. [6]), 27 апреля (воспоминание сожжения мощей на Врачаре в 1594 году; Серб. [7]), 30 августа (Серб. [8]), в Соборах Сербских святителей, Афонских преподобных, Ватопедских святых и преподобных русских Святогорцев [9]

В миру Ростислав Растко, родился в 1169 году в семье самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Афонский Пантелеимонов монастырь.

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной.

Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава.

Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг с наречением в честь преподобного Саввы Освященного и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Это случилось в 1186 году.

Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита.

Вернувшись затем на родину, святой Савва вместе со своим державным братом святым Стефаном заложили Жичский монастырь в честь Вознесения Господня, призванный стать центром Сербской Церкви.

В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Константинопольский патриарх Герман [10] рукоположил архимандрита Савву во епископа с возведением в достоинство архиепископа всей Сербии.

При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями.

Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, “исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая”.

По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – “имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?” – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость.

В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.

В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.

Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха.

Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва в 1222 году венчал на царство державного брата Стефана.

По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю “со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу”.

Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Иоанна Асена.

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере.

Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая “окончить дни свои странником в земле чужой”.

Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Иоанна Асена, где с духовной радостью предал свою душу Господу в 1237 году.
Сожжение мощей свт. Саввы на Врачаре

Мощи и почитание

Высокочтимый уже при жизни, архиепископ Савва сразу стал почитаться святым по преставлении. Так как его мощи упокоились в Болгарии, святые Сербские король Владислав и архиепископ Арсений приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию.

Болгарский царь Иоанн Асен II, тесть и союзник святого Владислава, сначала не хотел отдавать мощи прославленного архиепископа. Однако король Владислав лично отправился в Болгарию упрашивать своего родича, а тому было ниспослано свыше ночное видение чтобы он позволил мощам вернуться в Сербию.

При перенесении святых мощей святителя Саввы в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асена, “зачем он уступает такое сокровище”.

Однако, сербы чтили святого не менее болгар – их торжественно сопровождал их Тырнова сам король, а архиепископ святитель Арсений собрал духовенство и знать на их торжественную встречу. Мощи были положены в монастыре Милешево, в честь чего установлено празднество 6 мая.

Вначале их положил во гроб, но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. Тем временем жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асен приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Мощи почивали в Милешевской обители до 1594 года, когда Синан-паша взял эту величайшую святыню сербского народа, увёз их в Белград и там 27 апреля [11] сжёг на холме Врачар.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Пути́, вводя́щаго в жизнь, / наста́вник, и первопресто́льник, и учи́тель бы́л еси́: / пе́рвее бо прише́д, святи́телю Са́вво, / оте́чество твое́ просвети́л еси́ / и, породи́в то́е Ду́хом Святы́м, / я́ко древа́ ма́слинная, / в мы́сленном раи́ насади́л еси́ всеосвяще́нная твоя́ ча́да. / Те́м, я́ко апо́столом и святи́телем сопресто́льна чту́ще тя́, мо́лим: / моли́ Христа́ Бо́га / дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Тропарь свв. Стефану Мироточивому и Савве I, архиеп. Сербскому, глас 1

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́р­бии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, – глаго́лю, – Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.

Кондак, глас 8

Я́ко первосвяти́теля вели́каго / и апо́столов соо́бщника, / Це́рковь прославляе́т тя́ люде́й твои́х, преподо́бне, / но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу, / моли́твами твои́ми от вся́ких на́с бе́д спаса́й, да зове́м ти́: // ра́дуйся, о́тче Са́вво Богому́дре.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 6

Засту́пниче скорбя́щим, / в напа́стех помо́щниче, / ко Влады́це моле́бниче, / не пре́зри на́с, смире́нных, обремене́нных грехи́, / но предвари́ и исхити́ от му́к ве́чных / с ве́рою моля́щихтися, / ускори́ на заступле́ние и потщи́ся на по́мощь, // заступи́, святи́телю Христо́в Са́вво, пою́щия тя́.

Свт. Савва Сербский

Труды

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне.

Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Кириллу Киевскому был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года.

Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Использованные материалы

[1]  “Цкрвени календар” на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=502&L=2.

[2]  Месяцеслов на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=1&id=133

[3]  Страница румынского сайта CALENDAR ORTODOX – SFINTII ZILEI, http://www.calendar-ortodox.ro/luna/ianuarie/ianuarie14.htm.

[4]  Официальный календарь Албанской Православной Церкви Kalendari 2015, http://ru.scribd.com/doc/251491537/Kalendari-2015.

[5]  Официальный сайт Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене, http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id…=ru.

[6]  “Цкрвени календар” на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=512&L=2; сербский Црквени календар, http://crkvenikalendar.com/datum-2015-5-19

[7]  “Цкрвени календар” на сайте сербского Свято-Троицкого прихода в Цюрихе, http://www.crkva.ch/index.php?id=512&L=2 ; сербский Црквени календар, http://crkvenikalendar.com/datum-2015-5-10

[8]  Страница календаря портала Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life6910.htm

[9]  В греческом календаре также 3 ноября отмечена память сретения святых сына и отца, Саввы и Симеона Мироточивого в Ватопедском монастыре в 1196 году.

[10]  По др. данным Герман II правил Церковью с 1222 года.

[11]  Точная дата – по ст. “В Сербии почтили память святого Саввы Сербского”, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/642548.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8633.html

Святой Савва Сербский: биография и жизнеописание, фото и интересные факты

Савва сербский молитва

До двенадцатого века сербы проживали на Балканах разрозненно, отдельными областями. Христианство на полуострове было, но в зачаточном состоянии. Народ жил под гнетом Византии, императору не было нужды образовывать и развивать нацию, платящую ему дань.

Мощным стимулом для развития письменности и религии стала независимость. Борьбу с византийским императором начала династия князей Рашки. С именем Неманичей связана независимость, развитие культуры, образования, закона и устроение автокефалии. Самым выдающимся представителем династии, по мнению историков, был святой Савва Сербский.

Принц Растко

Отцом подвижника был Стефан Неманя, внесший огромный вклад в развитие Рашки, части княжества с одиннадцатого по тринадцатый век. Сербское государство скоро распалось, а область перешла под власть византийского императора.

Стефан стал князем Рашки, и ему очень не нравился размер налогов, наложенных захватчиком. После уплаты подати население оказывалось за чертой бедности. Нечем было кормить детей и себя, о запасах даже не мечтали. Стефан решил бороться с византийским игом и преуспел.

Князю удалось не только отстоять независимость, но и присоединить к Рашке другие области на Балканах, в которых проживали сербы.

Стефан вступил в брак с Анной Неманич, дочерью одного из балканских правителей. В этом союзе появилось шестеро детей, одним из которых был Растко, известный нам как святой Савва Сербский.

Точная дата рождения подвижника неизвестна, историки упоминают годы от 1169 до 1175. Детство будущего старца прошло в горах, на территории нынешней Подгорицы.

Перед глазами мальчика был христианский пример его родителей, братьев и сестер, поэтому единственным желанием Растко являлось монашество.

Смерть отца

Закончив строительство монастыря, в возрасте 85 лет скончался Симеон. Савва похоронил отца и захотел уединиться для молитв об усопшем родителе. Для этого святой построил в 1199 году келью в Карее.

В полном уединении Савва ежедневно исполнял строгий иноческий устав, прочитывал Псалтирь целиком, принимал пищу один раз в сутки, придерживаясь особо строгого поста в понедельник, среду и пятницу.

Однажды во время молитвы за отца ему было видение: Симеон в облаке нетварного света в окружении святых и праведников. Отец сказал Савве, что удостоился от Господа награды, и участь его блаженна.

Также пообещал сыну милость Божью. Савва обрадовался и благодарил Господа. В своей безмолвнице, так называл святой келью, он составил подробное жизнеописание отца и попросил игуменов Святой горы совершить литию на его могиле. Савва верил, что Господь откроет праведника.

Так и случилось. Во время богослужения могила Симеона наполнилась миром, вокруг разнеслось благоухание. Единогласно признали афонские жители нового святого и прославили его. О случившемся Святой Савва написал в родную Сербию, чем немало порадовал своих братьев и сестер.

Перенесение мощей Симеона в Сербию

Новое столетие принесло на землю много бед. В 1202 году католическими крестоносцами был захвачен Константинополь и образована Латинская империя. Император и византийский Патриарх укрылись в Никее, а над Афоном нависла католическая угроза. На Балканах также не было спокойствия: старший брат Саввы Вукан восстал против Стефана, которому отец передал бразды правления государством.

Мятежник отнял от Сербии две области и объявил себя королем, заручившись поддержкой Папы Римского.

Братская вражда начала угрожать православной вере в Сербии, так как Папа через самопровозглашенного короля насаждал на Балканах католичество. Стефан, с трудом сдерживающий брата, написал на Афон святому Савве.

В письме он просил привезти на родную землю мощи отца, дабы помирить братьев и прекратить междоусобицу.

Утешение братии

Из биографии святого Саввы Сербского известно, что на Афоне он пробыл двадцать лет. Святая гора стала его домом, нелегко было покидать ее.

Но ради братьев и мира на родной земле пришлось поднять из могилы отца и вместе с несколькими отцами-святогорцами отправиться в путь.

Хиландарские насельники были безутешны, но игумену Мефодию во сне явился Симеон и сказал, что из пустой гробницы вырастет виноградная лоза, и пока она продолжает плодоносить, благословение святого почивает на монастыре и его жителях.

Вскоре на могиле действительно вырос куст винограда и по сей день плодоносит, хотя возраст его уже перевалил за восемь столетий. Иногда ее по ошибке считают лозой святого Саввы Сербского, хотя на самом деле она растет на месте погребения его отца, Симеона.

В Сербии делегацию приняли с большим почтением, мощи Симеона положили в некогда построенном им монастыре Студеница. Савва ежедневно совершал Божественную Литургию с местными священниками. После службы святой произносил проникновенные проповеди, призывая людей примириться и прекратить гражданскую войну. Народ, помнящий о добром своем правителе, получил поддержку и надежду на мирную жизнь.

Миротворец и проповедник

Ежедневно Савва беседовал с братьями, Вуканом и Стефаном, в надежде примирить их. И Бог, по молитвам святого, вразумил враждующих. В памяти сербского народа они навсегда остались примиренными братьями. Совпадение или нет, но после этого мощи святого Симеона вновь замироточили. Савва собирался вернуться на Афон вместе с отцами — святогорцами, но великий жупан умолял его остаться.

Усмотрев в этих уговорах волю Божию, угодник решил продолжить дело своего отца по распространению христианства на родной земле, став строителем храмов и монастырей. Вместе с ним остались некоторые афонские монахи, остальные же, богато одаренные великим жупаном, вернулись на Святую гору.

Свою деятельность Савва, возведенный в сан архимандрита, начал со Студеницы, став его настоятелем. Монастырь жил по уставу Хиландара, святогорцы обучали новобранцев, желающих посвятить жизнь свою служению Господу. В Студеницу стекались паломники со всего Балканского полуострова: каждый желал послушать принца, доказавшего своим примером, что и богатому доступно Царство Божие.

Ехали паломники помолиться у мощей святого Симеона, исповедовать грехи и получить наставление. Монастырь богател и расширялся. Под руководством святого Саввы строились жилые корпуса для иноков, монастырские гостиницы и архондарики, хозяйственные постройки, загоны для скота и обширные житницы. Регулярно отправлялись грузы в Хиландар, для поддержания монашествующих.

Нападение союзника

Как только жизнь монастыря наладилась, Савва поделился с братом Стефаном идеей постройки обители в местечке Жича. Но обсуждение подробностей прервалось вестью о нападении на Сербию мятежного болгарского князя Стреза.

С Болгарией великий жупан наладил дипломатические отношения. Длительное время два государства не конфликтовали. Болгарский царь Калоян вел войну против латинян и был убит при осаде Фессалоник. Наследником царства стал его племянник Борило.

Но Стрез, вассал Калояна поднял восстание против нового правителя.

Желая расширить границы Болгарии, мятежник напал на Сербию. Святой Савва отправился в стан врага в одиночку и всячески увещевал Стреза прекратить разгульный образ жизни и издевательство над пленными.

Не добившись раскаяния болгарина, архимандрит отправился на место ночлега. После полуночи из дворца прибежал человек и рассказал о смерти Стреза.

Умирая, он кричал, что некий юноша, посланный Саввой, копьем пронзил его сердце.

Святой понял, что это был ангел Господень. Воины, узнавшие утром о смерти Стреза, покинули лагерь и вернулись домой. После чудесного избавления от супостата в Сербии на долгое время установился мир.

Савва со Стефаном начали строительство монастыря. Выполняя свой замысел, святой не оставил миссионерского служения: продолжал готовить иноков к просветительской работе и служению на приходах.

По воскресеньям Савва учил грамоте крестьянских ребят.

Бывая в поездках по стране, разговаривал с простыми людьми, наставляя и благословляя их. В новый монастырь в Жиче стекался народ со всех окраин. Всех привлекала слава Саввы как молитвенника и чудотворца.

Особенно поток усилился после того, как архимандрит исцелил парализованного человека.

Простые крестьяне быстро разнесли весть об исцелении и слабые, немощные и расслабленные наводнили обитель, прося здоровья и отпущения грехов.

Источник: https://labuda.blog/204311

Савва I Сербский – Святцы

Савва сербский молитва

Святитель Савва, возлюбленное и лучезарное светило на сербском духовном небосводе, родился в благочестивой семье правителей Неманей.

Из этой семьи произошло множество святых, как еще при жизни святителя Саввы, так и в течение двух последующих столетий, включая и его отца, преподобного Симеона Мироточивого (Великого жупана Стефана), его мать, святую Анастасию (Анну) и его брата, преподобного Стефана Первовенчанного.

В возрасте 17 лет, уклонившись от брака, святитель Савва принял монашеский постриг на Святой Горе Афон и скоро проявил себя как непреклонный воин и подвижник Христов. Четыре года спустя его отец отрекся от престола Сербского королевства, постригся в монаха и пришел на Святую Гору, где вместе со святителем Саввой основал Хиландарский монастырь.

Позже святитель Савва был направлен Господом обратно в Сербию и объединил свою смятенную страну, получив от вселенского патриарха автокефалию для Сербской Церкви, спас ее от войн, бушевавших вокруг. Глубокий патриот, святитель Савва ревновал об ограждении безопасности Сербии.

Принявший архиепископский сан с великим принуждением, он был истинным исихастом. Совершенно проникшись учением древних отцов пустыни, он дал то направление духовной жизни Сербии, которому она и доныне следует. Просветитель Сербии, святитель Савва был великим поборником православия. По смерти прославился многочисленными чудесами.

Полное житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.

) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.

) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители.

На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита.

В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы вселенский патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа всей Сербии.

При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями.

Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, “исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая”. По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – “имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?” – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.

В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.

Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в православие венгерского монарха.

Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана.

По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю “со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу”.

Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана.

Святой первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере.

Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая “окончить дни свои странником в земле чужой”.

Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, “зачем он уступает такое сокровище”. На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне.

Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года.

Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.

См. также: “” в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому

Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил еси/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил еси всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Ина служба святителя Саввы Сербскаго. Тропарь

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов Богодухновенное удобрение,/ Савво премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, – глаголю,- Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

Пути, вводящего в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил еси/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Источник: https://svyatsy.org/imeniny/s/savva/savva_i_serbskiy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.