Молитва за умерших в великом посту

Поминовение усопших в Великий пост

Молитва за умерших в великом посту

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром —  служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Поминовение усопших: родительская суббота

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе.

По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь.

И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения.

Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших.

Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии.

А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.

Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение — наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение.

В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо.

Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения  на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостынюнеимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию.

Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.

5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой.

Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, — это есть поминание его на проскомидии.

Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой.

Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим.

Души светлые ощущают при этом особую радость — одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые — некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же — ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни.

Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается.

Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”.

Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам.

И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен — в знак веры в воскресение из мертвых.

В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!».

Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Подать записки на Родительскую субботу Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу…  Поминовение усопших. Великопостная родительская суббота. Панихида. подробнее

Ссылка по теме:

Просмотрено (16768) раз

Источник: //voskrcerkov.ru/2013/03/28/pominovenie-usopshix-vo-vremya-velikogo-posta/

Молитвы об умерших

Молитва за умерших в великом посту

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься от грехов и спокойно отправиться в Царствие Небесное, где она обретет вечный покой.

Молитвы об усопших — это не только дань уважения, но и способ заручиться поддержкой рода для удачи в жизни. Таким образом живые просят у Бога милости, так как молитвы спасают и наши души, позволяя им очиститься через искреннюю веру и покаяние. Они настраивают на умиротворение, искореняя все нечестивое, что творится у нас в сердцах, способствуют духовному росту и развитию.

Молитвы также помогают подготовиться к внезапной кончине, ведь, как ни прискорбно, никто не не знает, когда этот час наступит. Души усопших охраняют тех, кто не предает забвению память предков, а посещает кладбище и заказывает в церкви молебны по близким людям, оставившим нас.

Для этого перед литургией христиане приносят записки с именами всех покойных крещеных родственников и близких людей.

Если вы не знаете, жив или нет ваш близкий человек, по прошествии определенного времени необходимо обратиться к священнику, чтобы тот отпел его, дабы душа не металась по нашему миру в поисках выхода.

Часто предпосылками к отпеванию служат вещие сны, где пропавшие без вести родственники, погибшие при различных обстоятельствах, подают знаки живым.

В таком сне вы можете увидеть его мучения, взгляд, полный мольбы, или даже прямое обращение покойного с просьбой предать земле его прах и помолиться за его душу.

Молитва об умершем

«Великий Господи, опора в жизнях наших. Каждый предстанет пред очами Твоими в назначенный час. Разными путями, но неизменно в положенный час все до единого предстаем пред судом Твоим. Молим Тебя, Отче, помилуй души усопших братьев наших, родителей, детей и близких. Даруй им милость свою, как прощаешь грехи раскаивавшимся искренне.

Избавь их от мучений, прости и помилуй их невольные грехи, совершенные по незнанию. Как чада просят прощения у родителей своих, так и мы молим тебя о прощении. Господи Всемогущий, молим тебя с верою искренней и о покаянии всех умерших, чей прах не погребен, чьи помыслы неясны. Даруй им справедливый суд, но упаси от дьявольских терзаний.

Избавь души их от вечного скитания по грешной Земле, забери под свой покров. Аминь».

Молитва об усопших родственниках

«Всемилостивый Отец наш небесный! Я, раб грешный (имя), молюсь тебе в смирении. Упокой души родственников моих, покинувших наш мир (имена). Рабы Божьи теперь во власти Твоей. Их тела преданы земле, а вечные души направились в Царствие Небесное.

Прими их и прости всемилостью своей, отпусти им грехи их прижизненные, вольные и невольные, и допусти их к вечному причастию. Позволь им наблюдать за нами, в живых находящихся, и через Твою милость подсказывать путь единственно верный и праведный. Аминь».

Молитвы за всех умерших в веках

«Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Пред Твои очи со смирением пришел я со своими бедами, позволь же мне помолиться за души всех умерших. За грешников и праведников, воинов и детей, стариков и молодых. Во всех веках души к тебе стекаются-возносятся.

Не оставь ни одной без внимания, да прости им все их вольные и невольные ошибки. Жизнью и смертью Тебе обязанный, я молюсь о наставлении, покое и мире в сердце. Огради меня от бесовских проявлений при жизни, а я буду помнить о всех, кто почил ныне, и воздавать им уважение через слова молитвы искренней и очищающей.

Да будет так во веки веков, и все грешники праведниками окажутся, да наступит на земле благословенное Царствие Небесное. Аминь».

Не забывайте почитать память своего рода, ведь каждый преданный земле возносится на Небеса, где продолжает наблюдать за своими родственниками и оказывать посильную помощь. Посещайте могилы, отдавая уважение, зажигайте свечи, чтобы очищающий огонь через молитвы и раскаяние освободил и ваши души от всех прегрешений. Живите в мире и не забывайте нажимать на кнопки и

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших …

Смерть близких людей — всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и …

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается …

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. …

Источник: //dailyhoro.ru/article/molitvyi-ob-umershih/

Как и зачем поминать усопших в Великий пост?

Молитва за умерших в великом посту

Объясняет епископ Боярский  Феодосий (Снигирев).

О парастасе

– Владыко, каждую пятницу накануне субботы в Великий пост служится Парастас, а в субботу заупокойная Литургия. Скажите, что такое Парастас, каково его значение, почему он совершается в Великий пост, ведь это время покаяния в первую очередь?

– С греческого языка Парастас переводится как «ходатайство». Обычно Парастас служится накануне родительских суббот – дней, когда поминаются усопшие.

Особенность этой службы в том, что ее песнопения и молитвы в основном об упокоении умерших, как на панихиде.

Основа Парастаса – утреня, на которой вместо полиелея духовенством совершается чтение 17-й кафизмы (эта кафизма называется также заупокойной) посреди храма.

Почему именно постом? Действительно, пост – это время сугубого покаяния, и при этом почти каждая суббота родительская. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «покаяние свидетельствуется не словами, а делами» – делами любви и милосердия.

И, естественно, дела милосердия и любви должны простираться не только на живых, но и на умерших. Таким образом, во время поста мы выражаем молитвой свою любовь к усопшим, совершаем в отношении их дело милосердия и исполняем заповедь о любви.

Это духовная причина. А есть еще и Уставная: во время поста в будние дни не совершается полная Литургия, не приносится бескровная Жертва, в том числе за усопших. И суббота – это первый день недели, когда вновь совершается полная Литургия, потому и творятся особые молитвы за умерших.

О  правильной молитве об умерших

– Можно ли считать, что во время заупокойных служб мы духовно соприкасаемся с загробным миром?

– Безусловно. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Во время богослужения Церковь земная непосредственным образом соединяется с Церковью Небесной… Здесь уже нет ни времени, ни пространства, нет живых и умерших, но все едины в Господе.

– Можно ли во время  заупокойных  служб думать об умерших, рисовать в воображении их образ? Как  правильно молиться на таких службах?

– По учению святых отцов Православной Церкви, во время молитвы мы должны избегать какой бы то ни было мечтательности, чувственных воображений. Преподобный Никодим Святогорец говорит так: «Знай, что Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места… и хотя везде есть, но превыше всего; то есть Он есть вне всякого воображения».

Не нужно стараться искусственно вызвать в себе образы умерших и события, связанные с ними, тем более «рисовать» в воображении их образы. Это бессмысленно и даже духовно опасно.

Но в то же время естественные для нас воспоминания о близких (в том числе их лиц и слов, их любви к нам) рождают  в нас чувство печали и скорби о дорогих людях и этим самым обновляют в нас любовь к усопшим. В этом нет ничего плохого. Любовь нужно обращать в молитву об умерших.

Ведь любовь и память – самый лучший стимул и наполнение для молитвы о наших дорогих родных и близких.

Конечно, было бы хорошо каждому верующему в течение поста посещать и все вечерние Парастасы, и утренние Литургии по субботам, после которых совершается панихида по усопшим. Ведь мера нашего усердия в этом труде – это мера нашей памяти и любви к усопшим. А когда ещё потрудиться, если не постом?

Что недопустимо при посещении кладбищ и о важности дел милосердия

– А когда нужно посещать кладбище и для чего?

– Кладбище, как и храм, – также дорогое и святое место для христиан. Церковь всегда с благоговением относилась к телам усопших, памятуя слова апостола Павла, что тела христиан – храм Духа Святого (1 Кор. 3:16).

Так же и к местам захоронения отношение у верующих должно быть трепетное. Наверное, уместно посещать места упокоения наших родных в дни их памяти, в дни сугубого поминовения усопших, а по возможности и чаще.

Например, в день рождения или день смерти близкого очень желательно пригласить на кладбище священника, чтобы совершить панихиду на могиле.

Разумеется, никаких «трапез»  на кладбище совершать не положено. Это языческие вредные пережитки, которые необходимо искоренять.

Они особенно популярны были в атеистический период, когда люди без веры в Бога считали своим долгом приносить на кладбища закуску и спиртное, оскверняя таким образом память об усопших.

Задача каждого православного христианина пояснять знакомым и родственникам, что на кладбищах мы  должны молиться о душах усопших, но никак не «пировать» на могилах.

– Насколько важны дела милосердия, творимые в память об ушедших? И на кого в первую очередь обращать внимание, к кому идти?

– Отвечу словами отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная».

А вот блаженный Августин пишет: «Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим».

«Многие из усопших, – говорит ещё святитель Иоанн Златоуст, – получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими».

А обратить внимание для совершения милостыни нужно в первую очередь на действительно нуждающихся людей. Таких сегодня становится все больше и больше.

Возможно, вы знаете какую-то бабушку или дедушку пенсионеров или неимущую семью. Прекрасно, когда милостыню можно оказывать адресно и регулярно, при этом анонимно.

Тогда подаяние действительно будет совершено по-евангельски и обязательно принесет пользу как нуждающемуся, так и усопшему, за кого подается.

При этом не следует забывать, что милостыню можно оказать не только деньгами, продуктами или одеждой, но и просто участием, улыбкой, добрым словом или протянутой для рукопожатия рукой. Многие нуждаются в этом больше, чем в материальной помощи.

А кто-то ждет посещения в больнице или у себя дома, надеется, что о нем люди ещё не совсем забыли, обрадуется, как ребенок любому доброму слову. Необходимо примириться со всеми, с кем имели ссору, всех простить от всего сердца, говорить о людях только доброе (особенно о своих «врагах»).

Всё это тоже дела милосердия, которые можно и нужно совершать в память об усопших.

Пасхальная радость для всех – для нас и небожителей

– Есть ли какое-нибудь святоотеческое толкование относительно того, что испытывают души умерших в праздник Пасхи? Что дает им наша заупокойная молитва на протяжении Великого поста?

– В Требнике (книге священнослужителя, где помещены чины молебнов, освящений и пр.), перед чином Погребения умершего в Пасхальные дни, даётся пояснение, которое, думаю, будет лучшим ответом на Ваш вопрос. Приведу эту обширную цитату в переводе на современный язык:

«Необходимо знать, что если кто умрет в Св. Пасху или в какой либо день Пасхальной недели, то при погребении его большая часть из обычных песнопений о скончавшихся опускается ради величия и чести торжественного праздника Воскресения, ибо это праздник торжества и радости, а не скорби.

А поэтому пасхальным воскресным пением над умершим Церковь возвещает, что все, умирающие во Христе Воскресшем, с надеждой на воскресение и вечную жизнь, через Христово Воскресение переходят от скорбей этого мира к торжеству и радости.

Сокращенным же пением, ектениями и молитвами, положенными над умершими, возвещается, что умершему в покаянии, хотя он и не загладил добродетелями свои согрешения, они по молитвам Церкви прощаются, и он освобождается от греховных уз».

Думаю, что многие из тех усопших, за кого родные в течение всего поста молились со всем усердием, любовью и надеждой, исполняя церковные предписания и совершая дела милосердия, в Светлую Пасхальную ночь смогут вместе со всей Церковью – и земной, и Небесной – возликовать о радости Воскресения Христова.

Беседовал Сергей Герук

Источник: //pravlife.org/ru/content/kak-i-zachem-pominat-usopshih-v-velikiy-post

Поминальные субботы и постовые записки — в Великий пост молимся за усопших

Молитва за умерших в великом посту

Как Церковь поминает усопших в Великий пост? Почему на это время выпадает столько родительских суббот? Зачем писать постовые записки и чем они отличаются от обычных и заказных? Об особенностях церковной и личной молитвы за умерших читайте далее.

Молитва за усопших — проявление любви к ближним

Великий пост длится 48 дней и включает в себя Святую Четыредесятницу, Лазареву Субботу, Вербное Воскресенье и 6 дней Страстной Седмицы. 48 дней на воздержание от пищи и покаяние, творение милостыни и добрых дел.

В эти дни особо актуально помогать малоимущим, посещать больных. Но почему-то верующие забывают, что одним из проявлений милосердия является молитва за тех, кто отошел в мир иной.

Это свидетельство нашей бескорыстной любви к ближнему. Ведь умершие уже не могут выразить себя в материальном мире, помолиться, сделать нам в ответ что-то хорошее.

Они только все чувствуют, слышат, знают… и ждут нашей помощи.

Как в Великий пост молиться за усопших?

В это время принято подавать так называемые постовые записки. Они пишутся еще до начала Великого поста либо во время его. Так как Православная Церковь молится только за своих чад, то в записках надо указывать только крещеных в православии. Имена поминаемых священник читает с первого дня и до Страстной среды.

Также во время Великого поста Церковью установлены дни особого поминовения умерших — так называемые родительские субботы. Они выпадают на вторую, третью и четвертую субботы Святой Четыредесятницы.

Часто среди верующих возникает вопрос: почему в Великий пост установлено так много поминальных суббот, если их всего восемь в церковном календаре?

Это связано с особенностью великопостных богослужений. Привычные нам Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого — совершаются не каждый день, а только на выходных.

Тогда на проскомидии священники поминают живых и умерших, вынимают за них частицы из просфор.

Эти частички погружаются в чашу с вином — Кровью Христовой, при этом священники читают молитву «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих».

На Литургии Преждеосвященных Даров не поминают умерших

Но в Великий пост поминовение на проскомидии совершается только в субботу и воскресенье. В остальные дни оно… просто неосуществимо.

Почему? Во-первых, потому, что Божественную Литургию служат уже не каждый день.

Обычно она совершается:

  • в среду и пятницу на протяжении Святой Четыредесятницы;
  • в полиелейные праздники — в честь особо чтимых святых либо чудотворных икон Богородицы, например, день 40 Севастийских мучеников, отмечаемый 22 марта;
  • в храмовые праздники;
  • в четверг 5-й седмицы Великого поста — в этот день полностью читается покаянный канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской;
  • с понедельника по среду Страстной Седмицы — последней недели поста.

Во-вторых, Литургии, совершаемые в эти дни, называются Литургиями Преждеосвященных Даров, и они существенно отличаются от «традиционных».

На отличие указывает само название богослужения: верующих причащают Святыми Дарами, освященными прежде — на предыдущей службе по чину Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Но если Святое Причастие уже приготовлено, значит, священник не служит проскомидию, не вынимает за каждое имя в записке частицу из просфоры, в молитве не просит Господа омыть грехи поминаемых Своею Кровью… Но как тогда Церкви молиться за усопших?

Заупокойные богослужения

Чтобы отошедшие в мир иной не пребывали без нашей помощи, и были установлены три поминальные субботы в Великий пост. В 2016 году они выпадают на:

  • 26 марта;
  • 2 апреля;
  • 9 апреля.

Традиционно поминание начинается накануне, в пятницу вечером. Тогда в храмах служат парастас — Великую панихиду. Утром следующего дня совершается заупокойная Литургия, во время которой упоминаются имена усопших. Завершается родительская суббота всеобщей панихидой.

В Великий пост очень важно не пропускать эти богослужения, но не потому, чтобы просто поставить в храме свечи и написать записки об упокоении. В первую очередь для усопших важна наша молитва. Священник в храме прочитывает сотни записок, но в большинстве случаев он не был знаком с людьми, чьи имена поминает.

Мы же молимся за наших родных и друзей, которых знаем и любим. Поэтому наше прошение за близких имеет перед Богом особую благодать. Кроме того, от усопших ничего не скроешь. Они-то точно видят и знают: мы искренне за них молимся или пришли откупиться свечами и постовыми записками?

На панихиду также принято приносить пожертвования в виде продуктов — сахара, муки, масла, круп и т. д. После освящения они раздаются служащим в храме и нуждающимся. Это еще одна наша лепта благодарности усопшему, ведь считается, что помочь умершим мы можем именно взыванием к Богу и раздачей милостыни.

Личная молитва за умерших не менее важна

Но родительскими поминальными субботами и записками наше прошение за усопших не заканчивается.

Каждый день в утреннем правиле мы читаем краткую молитву:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Во время чтения Псалтыри мы также молимся об упокоении дорогих нам людей.

Но никто не отменял и искренних взываний к Богу и Пресвятой Богородице с просьбой помиловать дорогих нам людей. В этом случае не надо искать каких-то особых слов в молитвослове или на сайтах и форумах. Нужные слова подскажет ваше сердце.

Подробно о поминовении усопших в Великий пост рассказывает протоиерей Евгений Субтельный:

Источник: //megapoisk.com/pominalnye-subboty-i-postovye-zapiski-molitva-za-usopshih-v-velikij-post

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.