Что такое созерцательная молитва

Священник Эрих Пуцик. Школа созерцательной молитвы

Что такое созерцательная молитва

procatholic.ru/index.php

Недавно в издательстве салезианцев в Гатчине вышел в свет сокращенный русский перевод книги священника Эриха Пуцика “Школа созерцательной молитвы”. Публикуя на нашем сайте предисловие к ней, мы надеемся, что это произведение найдет своих читателей в России.
Книгу о.

Эриха Пуцика высоко оценивает ординарий епархии св. Климента епископ Клеменс Пиккель. “В изданной католической литературе на русском языке, по моему мнению, явно не хватает текстов руководства духовной жизни для добрых, простых людей, которые на поиске воли Бога, – сообщил епископ нашему корреспонденту.

– Эта книга немецкого священника, бывшего духовного отца семинарии, помогла мирянам, семинаристам и монашествующим в первых интенсивных шагах навстречу Господу. Я часто цитирую ее во время духовных упражнений для тех, кто ищет свое призвание”.
„Молитва – это высшее из деяний человека, поэтому оно полно тайн, приключений и опасностей.

Это одновременно благодать и награда, как и любой другой благой человеческий поступок. Молиться легко и просто, и, в то же время, трудно и утомительно. Молитвенное делание – это испытание и тяжелое покаяние, но это и высочайшее блаженство, какого только может удостоиться человек в дни его земного паломничества.

  Молитва – это предвкушение и приготовление к совершенной любви Божьей, которая заполнит собой всю вечность“.

О необходимости созерцательной молитвы

Явный, очевидный грех – еще не самая большая опасность для Церкви и христианина. В борьбе с ним мы достаточно опытны. Настоящая опасность кроется там, где начинает вырождаться добродетель. Видимость добра может очень долго вводить в заблуждение.

Существует одна добродетель, которая в наши дни так постепенно под действием темных сил превращается во зло, что это очень долго остается незаметным: добродетель миссионерского рвения. И вот уже повсеместно звучит проповедь о новой «ереси», которая не находит времени для Бога.

Однако от осознания зла до его преодоления нужно пройти очень долгий путь. Это замечают даже те, кто поставил перед собой задачу призывать окружающих к внутреннему бодрствованию. Случается, что тот, кто делает доклады о том, как нам недостает истинной молитвы, сам страдает ее отсутствием.

Мы посвящаем так много времени пропаганде молитвы, что до самой молитвы руки у нас уже не доходят. Таким образом, способность молиться может выродиться и в монастырях, и в религиозных общинах, и даже в самом священстве.

Это происходит потому, что мы не находим времени для молитвенного делания, и даже в дни больших религиозных торжеств мы, прежде всего, посвящаем себя внешней деятельности. Мы не находим радости в созерцательной молитве, особенно в том случае, если слишком быстро замечаем, как недостаточны наши усилия, и поэтому вовсе оставляем ее.

Это искушение становится явным тогда, когда служение, имеющее целью привести других к Богу, самого служителя уводит от Бога, уводит от молитвы. Эта опасность появилась не в наши дни, она родилась вместе с христианством. Уже апостолы, почувствовав, что социальное служение начинает преобладать над благовестием, заявили: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»[i] (Деян 6, 4).

Св. Бернард[ii] всегда обращал внимание на опасность  внешней деятельности.

В грозных выражениях он пишет одному из своих учеников, который, по его мнению, находится в положении опасной многозаботливости: «К очерствению сердца может привести и эта проклятая чрезмерная занятость, если Вы и дальше продолжите посвящать делам столько же времени, как Вы это делали вначале, и ни минуты не оставите для себя».

Служение, которое уводит апостола от молитвы, вызывает в св. Бернарде такую тревогу, что он фактически приравнивает его к греху против Святого Духа. Ученик, к которому св. Бернард обращается с этими строгими, предостерегающими словами, -никто иной, как сам Папа Евгений III.[iii] Даже возвышенные пастырские послания Наместника Христа не могут заменить молитву.

До восшествия на Святой Престол Евгений III (1145–1153) принадлежал к Ордену цистерцианцев, где многие годы подряд большую часть дня посвящал молитве. Благодаря строгому руководству св. Бернарда он стал пастырем с богатой внутренней духовной жизнью и сумел сохранить свою набожность.

Уж кому-кому, а такому человеку вполне можно было без опасений разрешить отдавать все свои силы высокому первосвятительскому служению. Без сомнений, Евгений III, как Папа, уделял определенное время молитве по бревиарию и иным духовным упражнениям, служил Св. Мессу. Однако св.

Бернард настаивает на необходимости молитвенной атмосферы, которая может возникнуть только благодаря внутренней, сердечной молитве. Ибо апостольский служитель без внутренней молитвенной сосредоточенности делает большие шаги, но не в нужном направлении.

Учитель духовной жизни говорит: «Если мы ведем глубокую созерцательную жизнь, то мы сможем так же много отдавать внешней деятельности. Если в духовной жизни мы продвинуты лишь до некоторой степени, то и во внешней жизни мы преуспеем лишь до некоторой степени. Если же мы почти не живем внутренней жизнью, мы совершенно ничего не сможем дать внешнему миру…» (Лалльман[iv]). Это относится, прежде всего, к апостольскому служению, но в переносном смысле это высказывание верно для любой деятельности. Ибо любой труд – это одновременно апостольское служение. Во время молитвы мы не теряем время, а наоборот, выигрываем. Это с удивлением осознает каждый, кто много месяцев подряд регулярно посвящает молитве определенное время.

Частое оправдание, что «при всем желании» невозможно выкроить время для молитвы, является не более чем самообманом.

Существует достаточное число католических священников и мирян, которые в ответ на эти слова сердито скажут, что их никогда не убедят в том, что они, измученные суетой повседневности, не такие хорошие христиане по сравнению с монахами, регулярно вычитывающими полное молитвенное правило и живущими в блаженной тишине и покое. Каждый из нас знает, что в жизни существуют периоды, когда человек загружен «от и до» (сверхсрочная работа, уход за больным в семье и т.д.). Но в такие особые ситуации среднестатистический человек попадает, как правило, ненадолго, не более, чем на несколько недель. Поэтому можно сказать, что в наших условиях каждый человек достаточно часто объективно имеет время для разговора с Богом. Разумеется, этой важной задаче нужно посвятить достаточное количество времени. Невозможно ожидать, что уже через несколько минут «стояния по стойке смирно перед Богом» мы удостоимся личной встречи с бесконечным Господом и Творцом Вселенной. Опыт учит, что человек только тогда действительно начинает жить верой, когда он каждый день хотя бы четверть часа посвящает общению с Богом, будь то духовное чтение, литургическая или созерцательная молитва.

Некоторые современные попытки достичь созерцательной молитвы страдают тем, что мы заранее недооцениваем трудности и слишком быстро ожидаем успеха. Все ценное и поистине великое требует времени, терпения и упорного труда.

Духовные достижения, которые находятся в тесной связи со всем образом жизни человека, совсем не воспринимаются как результат собственных усилий. Когда же, наконец, почти к нашему собственному изумлению, мы достигаем определенных высот, это воспринимается как подарок.

Человеку вдруг дается то, к чему он так долго и безуспешно стремился. Следует ожидать, что во время молитвы проявится похожая закономерность: из опыта веры мы знаем, что христианская молитва становится возможной только благодаря действию Божьей благодати.

Обучение молитве и дальнейшие упражнения в ней играют достаточно ограниченную роль.

 Многие святые, которых Господь возвел на вершины молитвы, подарили христианскому миру подробные руководства к молитвенному деланию. Как учителя молитвы они призваны воспитывать учеников.

Некоторые, однако, испытывают страх перед объемными книгами, считая, что не имеют ни сил, ни необходимости изучать столь серьезную литературу, и даже не предполагают, сколь много при этом теряют. Книги святых написаны словно огнем, они какие угодно, но только не скучные. Своей самобытной силой они полностью захватывают читателя.

Это переживают верующие, которые знакомятся с трудами св. Терезы Авильской[v] или св. Терезы из Лизье[vi], св. Иоанна Креста[vii] или св. Франциска Сальского[viii] либо впервые берут в руки «Подражание Христу»[ix].

Некоторые уже давно приобрели «Подражание Христу» и несколько раз принимались за чтение, но каждый раз, впадая в уныние, откладывали в сторону. Для книг, написанных святыми, для восприятия разговора человека с Богом душа должна быть подготовлена. Не каждую минуту мы можем понимать язык огня.

Книга духовных упражнений св. Игнатия[x] в сравнении с трудами мистиков, напротив, кажется слишком сухой и трезвой. И только при ближайшем рассмотрении открывается ее богатство. Прежде всего, это книга упражнений, и только благодаря тренировке мы постигаем ее мудрость, вернее, достигаем того, что является целью книги: встречи с Богом.

Также и Священное Писание не дает теоретического учения. В нем Господь чаще всего говорит: делай это или то. И именно в действии происходит встреча с высшей Мудростью. Так и эта краткая «Школа молитвы» может принести плоды, только если вы сами будете молиться. Свет познания сопутствует действию, а не пустым раздумьям.

Только в действии формируется восприятие нового Света.

Молиться не тяжело, каждый невинный ребенок учится этому так же легко, как ходить или говорить. И все же молитва – высокое, высочайшее искусство, и потому, как и любое другое искусство, доступно в своей зрелой форме лишь тому, кто прилагает очень много усилий к его освоению.

Но ни одно усилие не находит лучшего применения, ибо высота и интенсивность молитвы являются признаками искренности нашей привязанности к Богу. Мы встречаем Бога не только во внешних словах и формулах.

От этого нас ясно предостерегает Божественный Учитель: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6, 7). Только тот, кто молится сердцем, находит и в устной молитве Всемилостивого. Только сердцу – не словам – открывается Бог.

Также и литургическая молитва должна быть подготовлена сердечной молитвой. И как раз литургическая молитва особенно нуждается в этом, ибо молитвенные тексты Церкви таят в себе, при всей своей внешней скромности, глубокую мудрость мистической Невесты Христовой. Тексты Св. Мессы произносятся во время приношения Св.

Жертвы быстро, один за другим, и Дух может сопутствовать им только в том случае, если их таинственный, глубочайший по содержанию смысл вновь и вновь медленно проживается в тишине сердца.

Псалмы также являются боговдохновенными и потому на все времена актуальными молитвами.

Они содержат еще не совершенное благочестие Ветхого Завета, они говорят с нами образами и выражениями давно минувших дней и повествуют о великих делах и событиях жизни древнего избранного народа: о войнах, голоде, храмовых торжествах, страданиях в изгнании, прошениях за царя и победном ликовании. Все это несет в себе скрытый, обращенный к новому народу Божьему смысл, но этот смысл еще только должен открыть для себя молящийся христианин. Именно молящийся псалмами подвергается опасности твердить лишь заученные формулы, подобные «многословию язычников». В конечном итоге, каждая молитва коренится в личной встрече с Богом, и эта встреча – встреча без слов. Поэтому в нашей книге мы ограничимся именно этой свободной, внутренней (созерцательной) молитвой.

Из книги Эрих Пуцик. Школа созерцательной молитвы. Гатчина, 2009

Источник: https://molitvakatolika.livejournal.com/98912.html

Молитва без слов, созерцательная молитва, медитация… Это вообще от Бога?

Что такое созерцательная молитва

Молиться можно за многие сферы жизни, молиться можно в любом положении, но можно ли молиться молча? Есть такое понятие, как немая или созерцательная молитва. Что это и как следует к ней относиться христианам? Это полезная христианская привычка или опасная духовная практика?

Виктор Судаков: к сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется

Виктор Судаков, пастор церкви «Новая Жизнь» в Екатеринбурге:

Молитвы ходатайства и прошений важны, но они касаются лишь земной жизни. В вечности этих молитв не будет. Именно поклонение и пребывания в Божьем присутствии являются глубиной молитвенной жизни, поскольку продолжатся и на Небе. К этим молитвам и относится молитва тишины.

Молитвы тишины практиковались издревле в христианской церкви, иногда их называли Созерцанием Божества или умственными молитвами. Мы сознательно избегаем термина медитации, хотя ничего плохого в самом слове нет, но у большинства оно ассоциируется с восточными духовными практиками.

К сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется. Но во время нее происходит удивительное единение нашего духа с Духом Господа. Поэтому в нашей церкви мы практикуем молитву Созерцания, как на общих собраниях, так и в личной духовной жизни.

Павел Левушкан: много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления

Павел Левушкан, лютеранский священник, экуменист:

Много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления. Например, прекрасный латинский термин медитация, сегодня чаще воспринимается, как относящийся к восточным (или даже оккультным) практикам.

Хотя изначально он обозначал одну из форм созерцательной молитвы. То же самое и с экуменизмом (я даже слышал уничижительные формы «экумения» и прочее).

Что с этим делать? Самое лучшее – продолжать употреблять правильно, чтобы вернуть терминам изначальный позитивный и христианский смысл.

Марсия Монтенегро: в молчании можно обрести умиротворение и утешение

Марсия Монтенегро, автор и основатель служения «Christian Answers for the New Age», в прошлом профессиональный астролог и духовный практик. 

Практику созерцательной молитвы, также известную под названием Сосредоточенной молитвы или Внемлющей молитвы, проповедовали римско-католические монахи Томас Мертон, Томас Китинг и Бэзил Пеннингтон, а также квакер Ричард Фостер, но сегодня ее апологетами стали и многие другие. Окончательным авторитетом в этом вопросе не обладает никто, и однозначной его трактовки тоже, вероятно, не существует, хотя большинство родоначальников данной практики ссылались на слова средневековых мистиков, индуистских и буддистских духовных наставников.

* * *

Влияние, оказанное на Созерцательную молитву (далее в тексте СМ) буддизмом и индуизмом, очевидно.

Такие слова, как «отстранение», «трансформация», «пустота», «просветление» и «пробуждение» встречаются в этих книгах постоянно.

Несмотря на то, что созерцательная молитва рекламируется как христианская практика, использование подобной терминологии, конечно же, заставляет нас присмотреться к сути этого учения поближе.

В движении СМ постоянным рефреном звучит мысль о том, что настоящая молитва молчалива, ее не облечь в слова, ее не облечь в мысли, она избавляет человека от «ложного я», способствует трансформации сознания и является пробуждением. В число рекомендуемых методик часто входят дыхательные упражнения, визуализация, повторение какого-нибудь слова или словосочетания, воздержание от мыслей.

* * *

Молиться про себя или в тишине своего сердца размышлять о каком-либо библейском отрывке — нормально, но не следует думать, что молчание превосходнее слов. Также Библия никоим образом не подтверждает идею, что «языком Бога» является молчание. 

* * *

В молчании можно обрести умиротворение и утешение; в тишине к нам могут прийти глубокие мысли. Но пытаться достичь полного покоя — это еще не молитва, и полагать, что настоящая молитва бессловесна, нет никаких библейских оснований.

В конце концов, Бог нам дал записанное откровение, Божьи слова и заповеди превозносятся на всем протяжении Библии — см., например, Псалом 118, в котором Слово Божье уподобляется золоту и светильнику.

В книге Исаии 40:8 мы читаем: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно», — а в Иоанна 17:17 Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина».

* * *

Акцент на релаксации, повторении слова или фразы, концентрации на дыхании, отключении от мыслей и попытках выйти за пределы рационального мышления должен вызывать беспокойство.

До того, как стать христианкой, я многие годы изучала и практиковала различные формы восточной медитации и медитации Новой Эры и могу засвидетельствовать, что посредством методик, предлагаемых проповедниками СМ, можно войти в состояние легкого транса.

Это состояние приверженцы движения Новой Эры и многие другие называют «чистым сознанием», когда человек отказывается от активного мышления и способности рассуждать. Дзен-буддизм, по существу, учит, что человек должен развивать в себе способность отключаться и устраняться от суждений.

Лишенный навыков критического мышления ум открыт и восприимчив. Хотя в христианах и живет Святой Дух, мы не застрахованы от ошибок и заблуждений; в противном случае Библия не предостерегала бы верующих так последовательно об обманщиках и лжеучителях.

* * *

«Созерцательная молитва» — это неверное название, поскольку она не является ни созерцанием, ни молитвой, о которых говорит Библия. Нам следует быть очень осторожными в отношении любого проповедника, который советует нам:

определенным образом дышать до или во время молитвы

молиться в определенной позе

повторять некое слово или фразу, даже если она взята из Библии, или использовать некое слово или фразу, чтобы сохранять «сосредоточенность»

выйти за пределы разума или мысли

заглянуть внутрь себя, чтобы найти Бога или быть с Ним

сохранять молчание, чтобы по-настоящему молиться

верить, что настоящая молитва — это созерцательная молитва.

Джозеф Принс, проповедник, пастор церкви «Новое творение», (Сингапур)

Войчех Чвихоцки: Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности

Войчех Чвихоцки (о.Wojciech Czwichocki OP), руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха:

Реальный мир – это Божий мир. Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности.

Происходящие в нас изменения более всего заметны для окружающих, которые однажды нам могут о них сообщить – мы стали более терпимы, наша способность принимать повседневные неудачи явно возросла качественно и количественно, мы стали способны выслушивать даже “ну очень набожных” людей :).

Мы этого не заметим, но кто-то нам об этом может сообщить. Но мы не медитируем для того, чтобы получить некие новые способности. Наша цель – пребывать в Боге, открыть эту нашу фундаментальную сущность. В нем мы пребываем всегда, “Им живем и движемся, и существуем” (Деян. 17, 28).

Это данность, и в медитации она становится нашим опытом. Вставая после медитации, и начиная заниматься повседневными делами мы начинаем понимать, что происходящее во время нашей медитации и во время обычных дел суть одно и то же.

Вторичные, иллюзорные элементы нашей жизни постепенно уходят на второй план, уступая место действительности. Все мы к чему-то особо стремимся, чего-то желаем, хотим что-то уметь, испытываем ненависть, смотрим на кого-то свысока. Все это фантазии, так как нет никакой необходимости ненавидеть кого-либо, нет такой вещи, которая была бы нам совершенно необходима… Об этом Иисус говорил много раз в притчах, рассказывая о блаженствах.

Кэрол Крамли: молитва может происходить в виде молчания или слушания

Кэрол Крамли, руководитель программы «Углубление: Духовная жизнь и лидерство» в Салимском институте, епископальный священник, организатор экуменических ретритов:

Под молитвой люди часто понимают разговор с Богом, однако, молитва не обязательно может быть выражена в виде слов. Она может происходить в виде молчания или слушания. Эта практика созерцательной христианской традиции может помочь успокоить ту бурю раздражителей, что стала частью нашей жизни в цифровую эпоху.

6 Способов созерцательной молитвы:

1. В дневном распорядке выделите для себя некоторое время, когда вы сможете удовлетворить свое желание обратиться к Богу

2. Обустройте специальное место, пространство, в котором вы будете воплощать в жизнь своё намерение, где вы сможете комфортно сидеть во время молитвы, ни на что не отвлекаясь

3. Начните с расслабления и освобождения своего физического напряжения

4. Обратите внимание на свое дыхание

5. Откройтесь для живого присутствия Бога, сохраняя перед молитвой желание ощутить в себе и мире полноту Господа

6. Найдите поддержку своей духовной жизни

Колонки – InVictory

  • Почему вашей силы воли никогда не хватит для воплощения мечтаний

    < Назад

  • Улыбаясь, обнимая, дьявол за руку ведет

    Вперёд >

Источник: http://www.christian.by/stati/1336-molitva-bez-slov-sozertsatelnaya-molitva-meditatsiya-eto-voobshche-ot-boga

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.